hohkeppel (hohkeppel) wrote,
hohkeppel
hohkeppel

Categories:
  • Mood:

Познавательное, если кто родитель

Обещанного три года ждут - вот я и решила написать о вальдорфской школе, ведь как раз три года прошло с тех пор, как младшенькая моя туда пришла.

Те, кто меня давно по ЖЖ (и не только) знает, возможно, вспомнят мои стенания три года тому назад. Собственно, и вальдорфскую школу я нашла ребенку с легкой подачи пользователя victoria_riepi, за что ей, конечно, неизбывное спасибо.

Для остальных напомню.

Когда самая младшая моя дочь, Проект А, пошел - пошла - в школу (нормальную государственную начальную), никаких дурных предчувствий у меня не было, ту же школу успешно прошел старший братец Проекта А, который Проект Ф (путеводитель по проектам все не дойдут руки написать). Первый класс был закончен относительно безболезненно, но со второго начались разнообразные проблемы, которые к концу учебного года усугубились настолько, что ребенка моего оставили на второй год. Никакие разговоры с учительницей и директором делу не помогали, даже напротив - дитя приходило из школы все более мрачным, "ненавижу школу" я слышала от нее почти каждый день, начались болезни и саботаж, регулярные звонки из школы "заберите вашего ребенка, у нее болит живот". Апофеозом стала госпитализация на сутки из-за острых болей в животе совершенно неясной этиологии, другими словами - психосоматика оказалась в чистом виде. Незадолго до того я случайно зашла в ее класс и увидела картину, которая до сих пор перед глазами - у доски стоит одна-единственная парта, за ней сидит мой ребенок, один, спиной к классу, лицом к стене. Учительница воспитывала в ней "концентрацию внимания", иначе, понимаете ли, она смотрит в окно или болтает с соседками и ничего не слушает!


Сначала мы пытались просто сменить школу, но не тут-то было. Все начальные школы нашего округа имеют, оказывается, негласную договоренность - проблемных детей из других школ не брать. А ребенок мой считался уже проблемным, как мы вскоре выяснили. В общем, когда Вика написала - посмотри вальдорфские, я тут же посмотрела и сразу нашла. Позвонили, сходили, посмотрели - и нам с мужем понравилось.

Про Штайнера и антропософию я, конечно, слышала и читала, но никогда сильно не интересовалась. Меня больше волновал вопрос - как отнесутся там к моему "проблемному" ребенку, и понравится ли ей самой. Сначала нас пригласили на собеседование. Школа частная, вопрос оплаты был тоже важным, но на собеседовании сказали так: мы посмотрим, насколько подходит наша школа вашему ребенку, и только если мы посчитаем, что да - тогда и только тогда будут обсуждаться вопросы финансирования.

Привели мы дитя в школу, дитя посмотрело вокруг, покрутило носом и выразило желание остаться на подольше. В самом деле, контраст с ее "нормальной" школой был разительным. Здание огромное, безуглое (особенности постройки всех вальдорфских школ), выкрашено веселенькими теплыми цветами, внутри пахнет свежей стружкой и почему-то хвоей. Все из натуральных материалов - дерево, камень, мозаика, яркие цвета, везде растения и картины, дети всех возрастов, от первоклашек до солидных дяденек с усами. Для нас, уроженцев бывшего Союза, это нормально, а для моей дочери был шок - немецкая начальная школа территориально отделена от школ для старших детей, там не увидишь никого старше 9-10 лет, кроме персонала, конечно.

Так вот, пособеседовали детку и вынесли вердикт: хм. В принципе, сказали, попробовать можно. Но вторые классы у нас переполнены, если брать - только в третий (где ей, в общем, самое место, но она ж второгодницв). Взяли на пробные десять дней, как раз на срок моей командировки в Африку. С большими сомнениями взяли, надо сказать. Дескать, тяжело ей будет - вот так сразу и на полный день, с продленкой.

Вернувшись из Африки, ребенка я узнала с трудом. Ребенок взахлеб вещал о новых подружках, учителях, продленке и ни за что не хотел возвращаться в старую школу. Как видим, ее желания исполнились, в старую школу она не вернулась и сейчас ходит уже в шестой класс - все с тем же энтузиазмом.

Вкратце расскажу об основным отличиях вальдорфской и немецкой государственной, хотя особо интересующиеся могут просто сходить вот сюда по ссылке http://www.rudolf-steiner.ru/50000381/1599.html

Самое главное отличие, конечно - школа платная. Но оплата привязана к доходам родителей - предоставляется справка из налоговой о доходах за последние несколько лет, и каждые пять лет сумма помесячной родительской оплаты перерасчитывается. При низких доходах есть возможность бесплатного обучения, у нас так учатся дети беженцев. Помимо собственно оплаты за обучение, ежемесячно взимается 40 евро за пользование школьным автобусом (расстояния неблизкие, школа имеет пять или шесть маршрутов, хотя в нашем случае мне все равно нужно ехать забирать ее в соседний город, даже если она едет на автобусе). Еще мы платим 15 евро в месяц в кассу класса, эти деньги идут на всяческие текущие нужды, а также экскурсии и праздники. Еще каждая семья должна отработать в пользу школы обязательные 150 трудочасов. Можно и не отрабатывать, но тогда придется их платить, в расчете 25 евро за неотработанный час. С какой скоростью будут отработаны часы неважно, но в среднем на это уходит года три, плюс-минус. Отработать можно по-разному: кто-то регулярно приходит помогать в кухню, кто-то моет полы, окна, делает мелкий и крупный ремонт, несколько раз в год устраиваются субботники, когда родители обустраивают территорию, а она немаленькая - у школы есть сад, огород, небольшая ферма, где содержатся овцы, куры, кролики, лошадки и проч живность. Каждые летние каникулы делается ремонт - родители сами красят стены, перетаскивают мебель (каждый класс ежегодно переезжает со всем скарбом в другой кабинет, передвижение идет снизу вверх, малыши на первом, средняя школа на втором, старшие классы на третьем этаже), обновляют полы, занавески и прочее разное. Я, к примеру, уже и мебель таскала, и стулья с партами отмывала, и деревянные поверхности наващивала (?), и в библиотеке еженедельно книжки выдаю. Муж мой, самовыдвиженец, заседает в школьном совете два раза в месяц, это, кстати, не засчитывается никуда, но дает ему иллюзию активного участия в жизни дочери. Ах да, чтоб покончить с финансовой темой: школа взимает две с половиной тыщи евро одноразово на свои нужды - хочешь, сразу заплати, хочешь - годами выплачивай.

Теперь об обучении и почему дети там почти все из тех, кого "нормальные" школы клеймят "проблемными". Обучение зиждется на принципе "сохрани у ребенка интерес к учебе", что означает - до восьмого, кажется, класса оценок не ставят, детей, соответственно, друг с другом не сравнивают, на второй-третий и тд год не оставляют. Учебников как таковых нет, а само обучение циклическое, так называемые "эпохи". В год сменяются по нескольку "эпох" - математическая эпоха означает, понятно, математику бОльшую часть времени, "языковая" - иностранные языки, в нашей их два с первого класса, английский и русский, да. Еще бывают эпохи исторические или естественнонаучные. Эпохи повторяются, материал изучается "по спирали". Параллельно есть постоянные предметы - музыка с обязательным изучением флейты и желательным еще одного-двух инструментов, эвритмия - самый что ни на есть предмет насмешек для всех, кто вальдорфские школы считает пристанищем идиотов ("Müsli essen, Namen tanzen" - чему там, дескать, их учат - мюсли кушать, да свое имя танцевать). Я, честно сказать, не большой поклонник этого предмета, дочь моя тоже не в восторге, но меня утешает, что ребенок хотя бы с классикой фортепианной знакомится в процессе, ведь все эти танцы сопровождаются живым исполнением классической музыки на рояле. Еще обязательный предмет - рукоделие, причем, в отличие от моих ненавистных когда-то "уроков труда", у них нет деления на девичьи и мужские занятия. Больше всего мой ребенок полюбил строгать деревяшки, а вот с вязанием плохо дело, еще ни один вязальный проект не увенчался видимым результатом. Носки недовязаны, сумочка недовышита, но зато вот ложку мне дитя к рождеству выстругало. Еще они много копаются в земле - в пятом классе, кажется, выращивали картошку. Сажали, пололи, выкапывали, каждый принес домой мешок самостоятельно выращенной биологически правильной картошки. В этом году (шестой класс) основное занятие на весь год - уход за животными. Дочь обожает выводить овечек пастись, кормить кроликов и кур, вот это вот все. Крестьянские корни, очевидно. А летом, перед каникулами еще, мне из школы выдали мешок свежестриженой овечьей шерсти - в сентябре я должна была вернуть вымытое чистое руно. Это нехитрое занятие меня практически спасло после аварии - я стирала и вычесывала эту шерсть целыми днями, сидя в саду.

Хотя отметки не ставятся, степень вовлеченнности ребенка в, гм, обучающие процессы можно оценить другими способами. Во-первых, с первого по восьмой класс у каждого класса есть классная дама, которая поначалу ведет почти все предметы. Потом, конечно, не все, но знает она своих детей как облупленных. Благо их не очень много в классе, максимум 25. Есть родительские собрания - ежемесячно, есть родительские дни - пару раз в год, и есть еженедельные "письма от учительницы" и от школы. А в конце учебного года на руки выдается увесистая папка с отчетом об успехах дитя по всем предметам - и каждый такой отчет написан ОТ РУКИ учителем лично, будь то классная или предметник. Что уже хорошо получается, над чем можно поработать, я каждый год поражаюсь - как учителя умудряются такое писать каждому, каждому ученику? Причем вручную? Чернилами по бумаге! Хогвартс какой-то прям. И каждый год дитя получает в качестве итоговой оценки (талмуды предназначены родителям, кстати, детям читать не дают) - стихотворение. У каждого свое. Каждый год разное. Аллегорический портрет, такскать. Это стихотворение может быть коротким, а может быть и восемь строф. Его надлежит за время летних каникул заучить наизусть, и каждый школьный день начинается с того, что все дети, родившиеся в данный день недели, декламируют "свое" стихотворение. Моя, например, по вторникам.

Что еще? Каждое утро школьников впускают в школу через дверь, где их встречают и здороваются за руку учителя. Старшеклассники освобождены от обязанности жать руку учителю, кстати. Очень часто в школе организуются всякие тематические и не очень праздники, ежегодно - день открытых дверей, рождественский базар, карнавал, спектакли, концерты, выставки. С первого класса дети приучены выступать на большую аудиторию, есть школьный оркестр, хор, театр, всяческие поездки, кажется, есть что-то вроде месяца практики на ферме. Это все нам еще предстоит, а поездки уже были, в прошлом учебном году они ездили на целую неделю на Юст, остров в Северном море. Старшеклассники катались, например, в Москву, для языковой практики.

Но самое-то для меня главное - дитя обожает школу, а ведь прошло три года и не за горами ужасный зверь пубертет.
Ссылка на нашу школу тут: https://www.fws-oberberg.de/

Вроде все важное рассказала. Спрашивайте ваши вопросы, если хотите, а я картинок навтыкаю - в библиотеке я торчу не без дела, там у меня чрезмерно живая натура, которая нипочем не позирует, но иногда сидит и листает книжечки. А еще с рождественского базара наброски есть.

https://instagram.com/p/BrIQXxXDoU-

https://instagram.com/p/Bq7EjADhdo2
Tags: Кому тут культурный уровень повысить?, воспитание - опыт отдельно взятой матери, жизнь, прекрасное
Subscribe

  • Содержимое хорошенькой головки

    Сегодня пришлось это записать, извините. Как же устала пытаться понять. Силюсь и силюсь, много лет. Читаю то, это, на разных языках, в разных…

  • Пятиминутка странной поэзии

    Хаха, нашла в записной книжке за 2012 год следующую, гм, полупоэтическую запись. Совершенно не помню, по какому поводу оно вылезло. Возьмите…

  • Из универсальной рубрики "И наконец - ни о чем!"

    Шатаясь, прибрела сюда - поныть, вестимо. Где еще ныть, не на луну же в лесу. До леса еще дойти. Только вот такая штука, братцы - каждый раз, забредя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Содержимое хорошенькой головки

    Сегодня пришлось это записать, извините. Как же устала пытаться понять. Силюсь и силюсь, много лет. Читаю то, это, на разных языках, в разных…

  • Пятиминутка странной поэзии

    Хаха, нашла в записной книжке за 2012 год следующую, гм, полупоэтическую запись. Совершенно не помню, по какому поводу оно вылезло. Возьмите…

  • Из универсальной рубрики "И наконец - ни о чем!"

    Шатаясь, прибрела сюда - поныть, вестимо. Где еще ныть, не на луну же в лесу. До леса еще дойти. Только вот такая штука, братцы - каждый раз, забредя…