hohkeppel (hohkeppel) wrote,
hohkeppel
hohkeppel

Category:
  • Mood:

Художник и его бумага, мини-трактат

В принципе, рисовать можно чем угодно и на чем угодно. Просто результат будет разный и не всегда тот, что задумывался. Тут хорошо быть таким стихийным недохудожником, как я – я редко думаю, мной почти всегда движет одно: любопытство, интересно же, что получится. Я без должного пиетета отношусь к своему творчеству и немало материалов перепортила, что мне, конечно, не в плюс.

Выбор бумаги – как выбор партнера, что и как будет дальше – неизвестно, а процесс знакомства может быть приятным. Как мы знаем, цели партнерства бывают разные, от одноразового пересыпа до счастливого долгого брака, вот так же примерно складываются и отношения художника с материалом: иногда достаточно по быстрому зарисовать идею на чем угодно – салфетка, газетка, что там у нас завалялось, а иногда – бумага диктует сама, что ей нужно. И не только бумага, понятно. Некоторые предпочитают холсты, а сколько еще всяких заманчивых современных штук, не перечислить! Картонки, деревяшки, пластик, пенопласт даже, не говоря уже о стенах, окнах, тканях и разнообразных предметах одежды, обуви и быта. Моя младшая дочь, к примеру, очень удачно однажды самовыразилась с помощью губной помады шанель и деревянной двери. Это замечательное во всех смыслах произведение украшает нашу ванную комнату уже многие годы.



Сортов бумаги так много! И все они по-своему хороши, а некоторые даже и прекрасны, отдельно от художника.

Плотная, из целлюлозы или хлопка, холодного или горячего отжима, с более или менее шероховатой поверхностью, ослепительно белая – да, это она, акварельная бумага, и чем выше плотность - грамматура - (указывается на упаковке), тем выше качество и, как правило, цена. (По опыту, хорошая акварельная бумага дешевой не бывает, соблазнившись дешевизной, всегда потом убеждаешься – эх, лучше бы не экономил, все не то, все не так). Хотя, понятно, можно и на обоях создавать нетленные произведения.

Правильная акварельная бумага не коробится и не встает дыбом, с нее не слазит верхний слой при малейшем движении кистью, и вода на ней не стоит печальной лужей вместо красивых потеков и тончайших заливок. Есть акварельная бумага для школьников и лузеров, вот ее я не люблю. А люблю я плотную, чуть шероховатую, но без выраженных бороздок, что ж, дело вкуса. Еще бывает акварельный картон листами, больших форматов, его берут те, кто смел и отважен, и немедленно продает все работы либо обладатель большого просторного лофта-мастерской.

Самой лучшей акварельной бумагой считается хлопковая или тряпочная, по-немецки Büttenpapier, поправьте меня, коллеги, если я ошибаюсь в терминологии. Она же и самая дорогая. Не знаю, как по мне, так огромной разницы нет между bütten и, к примеру, другой качественной холодного или горячего прессования, а плохому танцору ноги мешают хоть на чем. Лично я рисую не на самой дорогой бумаге, Hahnemühle Academie Aquarelle. Были бы средства, не гнушалась бы и Echt-Bütten 200 g/m2, и прочей роскошью вроде акварельного картона Turner 300 г/кв м. На этой же бумаге прекрасно рисуется и гуашью, и темперой, и акрилом. Маслом вот не надо, не стоит.

Еще есть тончайшая рисовая бумага для японских акварельных техник, а также рисунков тушью. Она напоминает промокашку из моего детства. Очевидно, что сначала надо бы овладеть японскими методами рисования, а потом уже браться ее портить, поскольку цена у такой бумаги, суми-е называется, тоже ничего себе.

Бамбуковая бумага отменно хороша, к примеру, Hahnemhle Bamboo Mixed Media – она подходит для всего: и для рисунков карандашом, и для акварели, и для акрила, и для пастели, я ее нежно люблю за универсальность и относительную дешевизну.

Бумага для пастели и других сыпучих материалов типа угля, сангины и мелков, должна быть зубастой, с пористой поверхностью, чтоб все там застревало и хорошо размазывалось. Знаменита для этих целей бумага фирмы Canson mi Teintes, она бывает еще и разных оттенков и цветов. Особо ценится плотная бархатная бумага высокой грамматуры, на ней идет все – и даже, говорят, акварель, но лично я не пробовала.

Бумага для набросков – привычная со школы, обыкновенная бумага, грубая оберточная, которая теперь иногда называется «крафтовой», газетная «ньюспринт», листовая, в блоках, рулонах, альбомах, скетчбуках, на клею, на проволоке, перфорированная, какая хочешь – бери и рисуй, рви и выбрасывай! Но вот принтерную  - не надо. Вдруг случится шедевр. Скетчбуки я люблю с плотной, желательно даже акварельной бумагой, мало ли что мне в голову взбредет. И бумагу в них предпочитаю перфорированную, чтобы листы выдирать без ущерба для всей книжечки.

Для линера, шариковой и гелевой ручки или там маркера бумагу лучше брать с гладкой блестящей поверхностью, тут нам никакого зерна не надо, а надо, чтоб стержень скользил аки лебедь, чтоб малейший нажим изменял линию как надо, чтоб она пела и заливалась колоратурным сопрано, а не хрипела и спотыкалась на каждом кожном бумажном бугорке. Перо и тушь – аналогично, нам тут не нужна расхристанность и пористость акварельной или мягкая зернистость пастельной, нам нужен ватман ровный, чистый, белоснежный, и чтоб маркер при этом не выступал потной рожей на обратной стороне. Ладно, пусть не ватман, но бристольский картон. Или тонкая специальная бумага для иллюстраций и этой модной, извините, манги. Карандаш графитовый на такой бумаге не очень, кстати.

Даже и очень начинающим рисовальщикам я из личного опыта советую начинать не с самой дешевой какой попало бумаги, которая будет измываться над бедным рисующим своей непредсказуемостью. Хорошая бумага помогает, а не мешает, ну и, конечно, как и в выборе принца – перецеловать тучу лягушек, то есть перепробовать бумагу разных фирм для разных техник и найти свою любимую, на которой получается всегда. Почти.

Я смутно помню, что уже что-то в этом духе писала в блоге, про худматериалы, но когда и где – забыла напрочь и найти не могу. Так что извините, если повторы случились.

Проиллюстрирую скромно собой.

1. Акварельная бумага Hahnemühle, блок открыток

.

2. Скетчбук неизвестного просихождения, бумага писчая, для акварели не предназначеннная, но, как видим, годная.

3. Скетчбук из так наз крафтовой, попросту оберточной бумаги. Акварель на ней ведет себя странно, гуашь вполне себе.

4. Скетчбук опять же Hanhemühle, Watercolor Book, бумага плотная, для акварели годная, но долго сохнет, а мне надо быстро, чтоб перелистнуть уже без потеков.


5. Тут мне прислала фирма-дистрибутор образцы новой бумаги из Америки. Стоунхедж я знаю, остальные нет. Понравились все, как видим.


6 Картонная обложка акварельного блока (жалко выбрасывать потому что), по ней линер и гуашь.

Ну и хватит, да? Или продолжить?

Tags: Кому тут культурный уровень повысить?, и снова радость, прекрасное, развлечения для
Subscribe

  • Содержимое хорошенькой головки

    Сегодня пришлось это записать, извините. Как же устала пытаться понять. Силюсь и силюсь, много лет. Читаю то, это, на разных языках, в разных…

  • Пятиминутка странной поэзии

    Хаха, нашла в записной книжке за 2012 год следующую, гм, полупоэтическую запись. Совершенно не помню, по какому поводу оно вылезло. Возьмите…

  • Из универсальной рубрики "И наконец - ни о чем!"

    Шатаясь, прибрела сюда - поныть, вестимо. Где еще ныть, не на луну же в лесу. До леса еще дойти. Только вот такая штука, братцы - каждый раз, забредя…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments