hohkeppel (hohkeppel) wrote,
hohkeppel
hohkeppel

Category:
  • Mood:

О музыке и не только

Иногда мироздание очень вовремя предоставляет наглядные пособия по вправлению мозгов на место. Не успела я толком погрузиться в пучину скорби и страданий по всяким незначительным поводам, как меня оттуда резко вырвало одним толчком.



Были сегодня на домашнем концерте, где ученики нашей учительницы фортепьяно показывали, чему научились за прошедший год. Выступал в том числе и наш драгоценный Проект А, еле убедила ее вообще туда поехать, но выступила она молодцом, без выкрутасов - села и спиликала свои два произведения. Но речь не о том.

А о том, что в числе выступающих оказался юноша-инвалид. Он с трудом ходит, с трудом говорит, плохо владеет руками и смотрит прямо сквозь тебя в потусторонний мир, ясными красивыми голубыми глазами. Как объяснила педагог, в возрасте 6 лет с мальчиком произошел несчастный случай. Учиться играть на рояле он начал недавно, и может играть только левой рукой. Села она с ним вместе за инструмент - и они в три руки исполнили битловскую песню про вчера.

И прекрасней этой музыки я в жизни своей не слышала. Плакала, думаю, не я одна.

Среди учеников были не только дети, была еще и вполне взрослая тетя, которая в свободное от работы время учится на флейте, сбывает мечту. Она исполняла две части сонаты Генделя с аккомпанементом педагога.

Вот она, разница в подходе. Счастье просто в том, что дети (и взрослые) имеют возможность приобщиться к музыке - нет цели ни у родителей, ни у педагога взрастить или выдрессировать из них профессионалов сцены и оркестровой ямы. Нет оценок, нет регулярных "академических концертов" и зачетов, нет табелей успеваемости по спектру разнообразных предметов, и вступительных экзаменов - тоже нет. Выступление перед публикой - не дикий стресс, а радость. Никого ни с кем не сравнивают, никого музыкой не насилуют. И конечно - играют люди, по сравнению с учениками наших музшкол, слабенько, многие только по нотам (немыслимое дело в моем детстве, первым делом учи пьесу наизусть!), гаммы не долбят, сольфеджио не изучают, не говоря уж о хоре с музлитературой.

И в профессионалы потом идут самые упертые, самые одаренные изнутри, те, которые действительно не мыслят жизни без инструмента. Но профессионалы-то есть. Я их лично видела и слышала.

А что же, думаете, после концерта сказала моя мама, работник музыкальной школы? "Ну что, - сказала она, вздыхая, - любительщина. Детей наверняка берут безо всякого отбора, каких попало. Конечно, при занятиях полчаса в неделю с педагогом, это здорово. Но вот у нас..." и так далее, что у нас - я помню.

Всех этих детей, не говоря уж об инвалиде и взрослой тете, погнали бы из нашей музыкальной школы поганой метлой за неуспеваемость. Хотя их бы в первую очередь туда и не взяли.

А мне кажется - лучше так. Кому дано - тот в профессионалы выбьется. Я в прошлом году слышала выступления ребят-студентов забыла какой консерватории. Потом почитала краткие биографические справки. Так вот - самый из них потрясающий мальчик лет 23-х, который виртуозно исполнял что-то сложнейшее из Шопена, начал учиться игре на фортепиано в возрасте чуть ли не 17 лет. Он просто одержим музыкой - и все.

Вот такое у меня было воскресенье, на различные размышления наводящее.

А вы чем таким воскресным занимались?
Tags: Да, Кому тут культурный уровень повысить?, воспитание - опыт отдельно взятой матери, жизнь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments