hohkeppel (hohkeppel) wrote,
hohkeppel
hohkeppel

Category:

Эпус про Сабвей, продолжаю медленно



Начало - вот здесь. Сумбурное изложение, признаю, но уж как есть. Точнее, как было.
http://hohkeppel.livejournal.com/tag/%D1%8D%D0%BF%D1%83%D1%81


Апрель 2009 года, открытие ресторана – все, как у больших. Ремонт закончен, помещение оборудовано, лично-персонально выдраено от известки и прочих издержек строительных работ, холодильник с морозильником работают, кое-какой персонал в количестве 13, кажется, человек, набран, не хватает только аппарата для напитков от «Коки-Колы», ибо он, по правилам, предоставляется бесплатно, внаем. Секонд-хенд, понятно. Франчайзинговая контора помогает, врать не буду – мне выдан специальный человек, консультант и ответственный за меня товарищ, чей номер телефона записан на всех поверхностях, во всех телефонах и я подумываю, не вытатуировать ли его на всякий случай в районе левого запястья. Потому что вопросов у меня уйма, а времени до открытия всего-ничего. И хотя руководство для франчайзи я уже получила в трех экземплярах и на двух языках, ответов на мои вопросы там нет, ибо у нас тут не Америка.

Итак. Общие принципы всем знакомы: у нас есть определенное меню, которое я обязана иметь под угрозой отъема лицензии, есть стандартная процедура обслуживания, специфичная для Сабвея и известная под названием «мильон вопросов», есть униформа и выдрессированный выполнять несложные процедуры персонал, есть постащики – по сути, монополисты, у которых я обязана закупать продукты и сырье, а также специальные сабвеевские причиндалы. Еще у нас есть касса со специальной сабвеевской программой, где ведется учет и контроль всего проданного. Кстати, навыкам скоростного программирования этой кассы не учат, а надо заказывать специалиста (опять же, только того, на которого покажет агент по развитию) и платить ему за установку, настройку, а также за, собственно, само оборудование – кассовый компьютер, принтер и так далее. Вообще, тут ключевое слово – платить, и чудо, что я не обанкротилась еще до начала деятельности ресторана.

Потому что расходы накрывают тебя лавиной, а никто не предупреждал. Перечислю только то, что вспомню.

Лицензия, понятно. Аренда помещения. Перестройка его под сабвеевские стандарты, закупка мебели, оборудования (у нас был частично лизинг, с нехилыми процентами выплат). Регистрация предприятия. Установка обязательного светового рекламного щита от специальной фирмы, на которую указывает, опять же, сабвеевский агент по развитию - недешевое удовольствие. Получение разрешений на все: перестройку помещения под ресторан, вывоз мусора, установку радио, пожарная охрана, обязательство не продавать алкоголь (тут нужна отдельная лицензия), борьба с грызунами (угу!), сигнализация, страховка, договор с оптовым магазином, договор с «Кока-Колой», официальным партнером Сабвея, закупка мелких монет всех номиналов у ближайшего банка. Договоры с разными поставщиками числом три: специальные сабвеевские товары, овощи, напитки. Да, еще – отдельно – чипсы одного конкретного поставщика, ибо входят в меню. Получить справку, что ты можешь работать с пищевыми продуктами – это идти в специальный отдел (амт) и слушать там лекцию на полчаса про то, как важно мыть руки перед приготовлением пищи. Заплатил, прослушал – готов к работе. Кстати, при наеме персонала от каждого надо требовать такую справку, иначе – штраф и нагоняй от строгого дяди-инспектора из санитарной охраны. Меня этот дядя инспектировал регулярно, но внезапно, метод работы такой. Что еще? Понятно, регистрация в налоговой. Сразу плати налог с предполагаемых прибылей, заранее. Еще потребуется бухгалтер и налоговый консультант, потому что – внимание! – вся документация ведется в двойном объеме. Для франчайзинговых начальников - что относительно легко и просто, и для немецкой системы – совсем наоборот.

Простой пример. Когда мы сочиняли (точнее, заказали!) у специального, рекомендованного Сабвеем, консультанта свой бизнес-план, прибыль там высчитывалась по элементарной формуле «выручка минус расходы». Расходы, понятно, делились на выплату франчайзинговых процентов с оборота, зарплату персоналу, закупку исходных материалов и тд. И все выходило красиво и рентабельно. Зарплата персонала вычислялась элементарно: количество часов на рыло в смену умножить на икс евро в час. Расходные материалы (сырье) закупались по якобы фиксированной цене. На практике все выглядело совсем иначе.

Взять, к примеру, персонал. Он делится на тех, кто работает с так называемой «налоговой картой» и платит налоги по схеме, и тех, кто работает на максимум 400 евро в месяц и налоги с этих сумм как бы не платит. Я, наивная дура, и не представляла себе, что тут все так сложно. Если у тебя есть, к примеру, работник, которому ты платишь, как записано в контракте, 7 евро в час, и он работает, скажем, 22 часа в неделю, то на деле ты в месяц платишь гораздо больше, чем простые 7 умножить на 22 и так четыре раза. Потому что надо отчислять его страховой компании, пенсионные, еще чего-то, и больничные, и черт знает еще чего, но только на деле выходит гораздо больше той простой суммы. И у тех, кто работает без налоговой карты – они-то эту сумму получают как есть, а ты еще сверху за них платишь в специальную страховую компанию.

Поставщики...это отдельная песня. Поставщики постоянно повышают цены. Оформляется это так – тебе приходит радостная весть «у нас снижение цен!». Когда оформляешь заказ, видишь – действительно, на всякие не особо нужные товары типа бумажных стаканчиков или непопулярного сорта печенья, цена снижена. На копейки, но снижена. Зато на все то, что тебе непременно закупать нужно, причем в больших количествах, без чего ты работать не можешь – цена повысилась! И так раз в квартал.

Но все это я, конечно, выяснила уже в процессе своей трудовой деятельности, в которую, помимо общего руководства, организации всего и вся – включая вывоз мусора, уборку помещения, составление графика смен так, чтоб все были счастливы, и прочая, и прочая, входили еще и свои собственные рабочие смены по выходным, впрочем, я повторяюсь, где-то я уже плакалась об этом. Ну и переводами я еще занималась, параллельно, что меня впоследствии спасло – хотя сохранила я только одного клиента. Про семью и детей я молчу, это и так понятно, они на Марс на это время не улетали.

Так вот – открылись мы в апреле 2009, о чем еще можно при желании прочесть где-то в дебрях моего жжурнала. Я еше умудрялась время от времени туда черкать важные мысли, «в рабочий полдень». Но настрой был тогда боевой, в режиме «закусила удила и понеслось». В голове вертелись всякие народные мудрости, типа «тяжело в ученье – легко в бою», «назвался груздем", «не боги горшки обжигают» и так далее, и тому прочее. Надежда, в общем, еще искрилась, хотя в состояние бессильного бешенства я уже начинала впадать довольно регулярно. Помню, что ежедневным лейтмотивом у меня была песня Депеш Мод под названием «Wrong“ – ее я крутила в машине, под нее открывала и закрывала ресторан...навсегда она у меня связалась с теми временами.
Tags: Сабвей и как с ним бороться, франчайзинг для чайников, эпус
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments